ДЕТИ

Аутизм у детей или?

Аутизм у детей или?

Аутизм. О данном явлении слышали наверняка все родители без исключения, однако до тех пор, пока проблема не коснется их лично, вряд ли кто-то станет вдаваться в подробности: аутизм, что это? Однако, к сожалению, данная проблема в последнее время встречается все чаще и чаще, а доступной информации, которая будет понятна родителям, не имеющим медицинского образования, по-прежнему рано.

Именно для этих родителей и предназначена данная статья. В ней кратко, но доступно описаны все те симптомы и отклонения в поведении ребенка, которые характерны для наршения, а также основные принципы работы с подобной группой детей. Не забывайте о том, что интенсивность или степень выраженности того или иного нарушения могут быть у различный детей абсолютно разными. Но, тем не менее, существуют определенные общие сложности.

Социальные взаимоотношения

Первым и главным признаком данной аутизма является нарушение способности ребенка взаимодействовать с социумом, да и просто общаться, зачастую даже со своими родителями. Подобные проблемы складываются из различных мелких нюансов.

Так, например, подобным детям крайне сложно освоить даже самые простые, практически врожденные, навыки невербального общения – взгляд в глаза, положение тела и мимические выражения лица. Подобные дети даже визуально очень сильно выделяются из общей массы ребятишек.

Кроме того, очень часто, практически во всех случаях, родители и педагоги, работающие с подобными дети, отмечают тот факт, что ребенок, страдающий заболеванием, не может установить контакт со своими сверстниками, а уж про дружеские отношения и вовсе говорить не приходится. Да и сами дети стараются избегать общения с подобным, странным, на их взгляд малышом, поведение которого им абсолютно непонятно, в силу своего возраста.

Кроме того, очень часто педагоги могут заподозрить у малыша нарушение, основываясь на наблюдениях за его поведением. Как правило, подобные дети абсолютно не умеют сопереживать, и спокойно перешагнут через упавшего и плачущего от боли ровесника, не обратив на него ни малейшего внимания. Но не стоит думать, что ребенок делает это назло, на самом деле все очень просто – детям, страдающим нарушением, крайне тяжело, а порой и вовсе невозможно, понять и осознать переживания и чувства всех остальных людей.

Не менее значимым показателем наличия аутизма является речь ребенка. В том случае, если ребенок страдает от аутизма, он начинает разговаривать намного позже своих сверстников, а нередко и вовсе никогда не начинает говорить. Врачи говорят о том, что примерно 45% все детей, страдающих аутизмом, никогда не научатся разговаривать вовсе.

Но даже в том случае, если ребенок научится разговаривать, вести диалог ему будет крайне сложно. Поддержать любой разговор – настоящий подвиг со стороны ребенка, страдающего аутизмом. А со стороны взрослых людей подобный разговор требует массу терпения, такта и понимания особенности психики подобных детей.

Кроме того, для детей, страдающих аутизмом, характерно крайне стереотипное и однообразное использование языка. Так, например, ребенок может страдать таким расстройством, как эхолахия – постоянное повторение одной и той же фразы или лишенного смысла словосочетания, услышанных им и по какой- либо, одному ему понятной причине, запомнивший их.

Кроме того, еще одним крайне серьезным препятствием в нормальном диалоге становится крайне затрудненное понимание своего собеседника. Например, детки, больные аутизмом, практически не в состоянии понять, что их собеседник может во время беседы шутить. Все сказанное им понимается слишком буквально, а скрытого смысла ребенок в силу своего заболевания просто напросто не понимает.

Особенности концентрации внимания ребенка

Для детей, страдающих аутизмом, очень типична весьма необычная концентрация на тех или иных частях одного целого. Особенно типично это для маленьких детей – например, вместо того, чтобы играть с куклой, ребенок может играть только с ее руками или платьем. Строго говоря, и в поведении детей постарше нередко прослеживается та же самая тенденция – дети крайне увлекаются строго определенными темами, – какими – либо видеоиграми, автомобильными колесами или картами.

Кстати говоря, острая потребность в стабильности и однообразии является обязательным спутником всех случаев заболевания аутизмом. Ребенок совершает все свои действия в строгом, привычном порядке – например, он всегда сначала кусает хлеб, а только затем отправляет ложку супа в рот, либо сначала надевает ботинки, и только после этого – шапку. И даже дорога в детский сад или школу должна быть строго определенной – по одному и тому же маршруту.

Самые первые симптомы заболевания

Как правило, несмотря на тот факт, что данное заболевание является врожденным нарушением, диагностировать его в младенческом возрасте практически невозможно. Но именно родители или иные взрослые, которые осуществляют уход за подобным малышом, и могут заподозрить аутизм, симптомы которого описаны дальше.

Как правило, впервые родители начинают беспокоиться тогда, когда обнаруживают, что их малыш крайне не любит, когда его обнимают, и всячески противится данным действиям. Позже родители могут обратить внимание на то, что ребенок не проявляет никакого интереса к играм, которые всегда нравятся крохам, например, в «ку-ку». Особенно часто на эти странности обращают внимание те родители, которые уже имеют старшего ребенка и примерно представляют, как должен протекать период взросления ребенка.

Кроме того, нередко поводом для тревоги и обращения к врачу становятся речь и слух малыш. Ребенок может, по мнению родителей, очень плохо слышать общие звуки, а вот некоторые – например, звук пылесоса или автомобильный сигнал, они слышат превосходно. Да и с речью порой происходят достаточно странные на взгляд родителей вещи – ребенок, казалось бы, научился разговаривать, но вдруг ни с того, ни с сего замолчал, и от него стало невозможно добиться ни одного слова.

Аутизм у детей или?

Очень важно, заметив эти симптомы, не отмахиваться от них, наивно полагая, что проблема исчезнет самостоятельно. Да и списывать все эти странности на индивидуальные особенности характера малыша также неразумно. В этом случае единственно верным решением станет обращение к врачу, который способен оказать вашему ребенку необходимую ему профессиональную помощь. Многочисленные наблюдения врачей – педиатров и детских психологов свидетельствуют о том, что своевременно начатое интенсивное лечение подобных детей, страдающих аутизмом, приносит крайне эффективный результат.

Несмотря на очень широко распространенное заблуждение о том, что ребенок, страдающий аутизмом, всю жизнь обречен провести в своем собственном мире и, соответственно, в полной изоляции от общества, подобные случаи встречаются крайне и крайне редко. И чем раньше будет обнаружено заболевание и начато соответствующее коррекционное лечение, тем выше у ребенка шансы прожить полноценную жизнь.

Симптомы заболевания у подростков

Достаточно редко, но все же бывают такие ситуации, в которых признаки аутизма появляются только в подростковом возрасте. Да и у тех детей, чей диагноз был известен давно, в подростковом возрасте могут испытывать гораздо больше проблем, чем раньше.

Несмотря на то, что основная масса детей, страдающих аутизмом, к подростковому возрасту уже обладает огромным багажом знаний, умений и навыков, проблема с общением по прежнему остается – ребенку крайне сложно выражать свои мысли, как, впрочем, и воспринимать и осмысливать мысли собеседника.

Кроме того, не следует родителям забывать и о том акте, что именно в подростковом возрасте активно протекает процесс полового созревания. А наличие у ребенка аутизма ни в коем случае не отменяет гормональную перестройку в его организме. Этот жизненный период является крайне тяжелым даже для здоровых подростков, а что уж говорить о детях, которые страдают аутизмом. От родителей в этот период потребуется огромное количество терпения и выдержки – ведь их помощь крайне важна для ребенка, страдающего от аутизма.

Подобные «особенные» подростки в период полового созревания нуждаются в особом внимании со стороны детских психологов и врачей. Именно в этом возрасте зачастую у подростка, страдающего аутизмом, очень велик риск развития проблем, которые связаны с различными страхами и фобиями, раздражительностью, агрессией и депрессией. А решение возможных проблем у данной группы детей гораздо более сложный и длительный процесс, чем у здоровых подростков. Именно поэтому крайне важно своевременно заметить проблему и немедленно принять необходимые меры.

Сенсорно-интегративная дисфункция

Практически все дети, страдающие данным нарушением, сталкиваются с сенсорно-интегративной дисфункцией. Данное нарушение характеризуется тем, что больной ребенок не способен обрабатывать должным образом ту информацию, которая поступает в его мозг при сенсорной стимуляции. Данный тип нарушения проявляется достаточно специфично.

Ребенок либо крайне быстро начинает испытывать чувство усталости либо, напротив, находится в непрерывном движении. Чаще всего эти два состояния чередуются.

При прикосновении к такому ребенку он вздрагивает, словно пугаясь чего – либо.

Дети могут испытывать гиперчувствительность к различным запахам.

Предъявляют повышенное требование к тем материалам, из которых шита их одежда, соглашаясь носить только ту, которая изготовлена из очень мягкой и нежной ткани.

На дух не переносят испачканных рук.

Некоторые дети могут быть крайне неуклюжими и неповоротливыми.

Практически у всех детей с подобными нарушениями отмечается крайне неправильная осанка.

Мелкая моторика у подобных детей также развита крайне плохо – они с большим трудом обращаются с маленькими предметами – пуговицами, шнурками, мелкими игрушками.

Также у них отмечается крайне повышенная чувствительность к звуку. Некоторые дети при звуке, например, пылесоса или фена, способны впасть в самую настоящую истерику, настолько сильно он их раздражает.

Лечение заболевания

Лечение аутизма достаточно сложный и комплексный процесс. В лечении ребенка одинаково важна как медикаментозная составляющая, так и работа детских педагогов и психологов. Да и на плечи родителей ложится весьма непростая задача – их участие играет не меньшую, а возможно и большую роль.

Главная задача родителей – очень четко выполнять все рекомендации и назначения, как лечащих врачей, так и детских педагогов. Не стоит отказываться и от посещения ребенком различных учреждений, специализирующихся на работе с подобными детками. Результаты зачастую потрясают даже самых скептически настроенных родителей.

И все родители должны помнить о самом главном слагаемом успешного лечения – о любви. Поверьте, несмотря на то, что ваш малыш «особенный», он не меньше остальных детей нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. А порой даже гораздо больше. Ведь именно вы, родители, станете его главной опорой и поддержкой в таком непростом для ребенка процессе – процессе взросления и адаптации в окружающей нас реальности.

Источник - www.jlady.ru